«АНДОР» — 1 СЕЗОН
Очень тяжело решить с какой эпической и пафосной фразы начать этот обзор, чтобы он соответствовал испытанному мною ахую. Постараюсь не обсасывать каждый момент очень долго, потому что тогда получится гигантская простыня хвалебного текста, но упомянуть самое главное постараюсь. Скажу сразу, что те, кто смотрели стримы, моё мнение по всем вопросам уже знает, но обзор по сути подытоживает всё, что я говорил на протяжении двух месяцев.
С первых сцен первой серии «Андор» всем своим видом показывает, что говорит на уникальном киноязыке, а по сравнению с другими ЗВшными сериалами, он на нём просто поёт. Это выражается во всём: темп повествования, мизансцена, саундтрек, операторская работа и многое другое. У «Андора» есть свой стиль, и создатели сериала чётко понимают что и зачем они показывают.
Что было для меня удивлением, так это то, что сам Кассиан Андор оказался одним из многих действующих лиц в сериале. Не сильно меньше показывают и всем знакомую Мон Мотму, повстанческого лидера Лютена Раэля, ИСБшницу Дэдру Миро, симпа Сирила Карна, и это далеко не весь список. Во-первых, это позволяет увидеть, что не только действия главного героя влияют на события галактического масштаба. Если в других диснеевских проектах антагонисты или в принципе другие персонажи вообще показывались, то они напрямую зависели от главного героя, и пусть даже и имели свои арки, то не жили "своей жизнью", ведь пока они не окажутся с протагонистом в одной сцене, ничего важного не произойдёт (например Рева в «Оби-Ване Кеноби»).
Во-вторых, повествование, разбитое между таким количеством персонажей, во многом и позволило создать настолько не чёрно-белую историю. Впервые в диснеевском сюжете сделан акцент на человечности Империи и на том, что не у всех повстанцев нимб над головой. Имперцы, оказывается, могут любить, представьте себе, хотеть посмотреть на падающие звёзды (и даже не Смерти) и защищают детей. А героические повстанцы при этом приносят в жертву ради общего дела собственное благополучие, спокойствие и даже любовь. Когда Мон Мотма в последней серии подставила мужа и ради урегулирования своей банковской ситуации по сути продала дочь, я вообще охуел. Кто-то будет говорить, что это хорошо, кто-то, что это плохо, но только еблан не согласится, что это реалистично.
К слову о реализме. СЕКС КАНОН??? ПИСАТЬ КАНОН??? ХЛОПЬЯ НЕСКВИК КАНОН??? СТАЛКЕРИТЬ ИМПЕРСКИХ ВАЙФУ КАНОН??????? Тони Гилрой не стесняется показывать мир ЗВ не в розовом цвете, и выносит на экран какие-то обыденные вещи, знакомые каждому зрителю. Тут всё как у нас, начиная с хлопьев и борделя, и заканчивая убийствами тупыми предметами и затаптыванием женщины толпой. Даже обидно, что в «Андоре» не появился Бебе Елда, потому что в таком мире он бы сразу сдох, обоссавшись и обосравшись. Короче, приятно, что подобные вещи занимают экранное время, потому что именно такие маленькие детали и заставляют тебя верить в происходящее.
А что ещё заставляет верить истории? Правильно, игра актёров. Я искренне охуевал на постоянной основе от того, какой перформанс выдают буквально все в этом проекте. Мой внутренний Станиславский до сих пор не оправился. Драма, которую они показывают своей игрой превосходит не то что все диснеевские фильмы и сериалы, но даже какую-нибудь Оригинальную Трилогию. Очевидно, потому что актёры поняли, что пришли сука снимать K I N O , а не конвеерную развлекаловку про поргов. Ни у кого на лице не читается "как же мне похуй", как, например, у МакГрегора в «Кеноби» или актёров сиквелов. И когда видишь, что люди делают свою работу с удовольствием, тебе хочется разделить это удовольствие вместе с ними. А как его не разделить, если диалоги просто разъёб? А ещё больший разъёб — монологи. В сериале было минимум четыре, которые, я думаю, запомнил каждый: рассказ о жертвах Лютена ИСБшнику, послание К I N O Лоя заключённым, посмертная речь Марвы Андор и манифест о свободе, зачитываемый челиком из арки про ограбление. Моменты прям до мурашек.
Операторская работа и саунд тоже не отстают. Композитор весь сериал просто ебал, а в последней серии, на похоронах Марвы, просто уничтожил.
Как и обещал Тони Гилрой, сериал не построен на отсылках. Отсылок, несомненно, до пизды, но не они двигают сюжет, не они являются катализаторами истории. В диалогах звучат знакомые фанатам Расширенной Вселенной имена, понятия, лавка Лютена вообще стала огромной комнатой-пасхалкой. Но на этом всё. Однако...
Хоть я и полностью поддерживаю такой подход, иногда всё-таки хотелось бы видеть знакомые расы, вроде тви'леков, родианцев, битов и так далее, просто, чтобы это было похоже на вселенную ЗВ. Концентрация людей уж слишком высокая. Возможно, это сделано в целях экономии, но всё-таки.
Подытоживая, «Андор» — глоток свежего воздуха после проектов со времён «Изгоя-Один». После спин-оффа я всё ждал произведение, про которое мне, РВ enjoyer'у, можно будет снова сказать: "Сука, жаль, что это не в РВ". Наконец дождался. Не знаю, увидим ли мы ещё что-то подобное, потому что просмотры показывают, что 10-минутную хуиту филоняна с бебе асоками и диалогами уровня "споки, йаддль" смотрит больше народу, чем шпионский триллер с упором на драму и логику. Но надежду оставлять не стоит, раз в 6 лет и Гилрой стреляет, хули. Так что ждём второй сезон великолепного проекта.
S E R I A L
10/10
P.S. Огромное спасибо всем тем, кто приходил на стримы эти 2 месяца и отдельное спасибо всем, кто поддерживал донатами. Смотреть с вами было очень весело, а теперь ждите стрим с более подробным обсуждением сериала (пока не знаю когда, но в ближайшее время).